В ясные зори
Полтора года назад представители российского агрохолдинга «БЭЗРК – Белгранкорм» и губернатор Новгородской области Сергей Митин в чистом поле в Крестецком районе заложили символический первый камень в будущий птицеводческий комплекс по выращиванию и глубокой переработке мяса птицы мощностью 42 тыс. тонн в год. 30 июня 2009 года запущен в эксплуатацию весь технологический комплекс – первые партии новгородской продукции направлены в розничную сеть.
По объему производства птицекомплекс, считают эксперты, займет третье место в СЗФО и десятое в России. О важности проекта для региона говорят такие факты: в 2007 году в регионе выращено всего 900 тонн мяса птицы, в 2008−м область обеспечивала себя мясом всех видов только на 49%, теперь – более чем на 100%. «Излишки» пойдут на рынки соседних областей, в Москву и Санкт-Петербург. По оценке заместителя премьер-министра России Виктора Зубкова, участвовавшего в торжественном пуске птицефабрики в Крестцах, ввод такого крупного комплекса – реальная возможность для Новгородчины выйти из числа аграрных аутсайдеров России. Ведь за 10 лет область прирастила сельхозпроизводство только на 18%, при том что Россия в целом – на 55%.
Сергей Митин подтвердил: сельское хозяйство – одна из приоритетных отраслей региональной экономики, самый активно растущий ее сегмент, финансово поддерживаемый и на государственном, и на региональном уровне. Инвестиционный проект белгородской компании, реализованный в то время, когда немало инвесторов отложили работу до лучших времен, губернатор считает мощным локомотивом отрасли, способным «потащить» за собой производство зерна, кормов. Почему белгородцы решились, а другие выжидают, какие трудности преодолели и почему пришли именно в Новгородскую область? Об этом корреспонденту «Эксперта С-З» рассказал генеральный директор компании «БЭЗРК – Белгранкорм» Александр Орлов.
– Самый крупный для региона проект вы реализовали в то время, когда и крепко стоящие на ногах компании остерегались создавать новые производства, брать солидные заемные средства. Скажите, не было ситуаций, когда казалось, что вот-вот все остановится?
– Аграрной отрасли, как очевидно, кризис не нанес такого огромного урона, как строительной, металлургической, автомобилестроению. Наоборот, сделал ее импортозамещающей. И вот тому подтверждение: за первое полугодие наша компания увеличила объем производства к уровню прошлого года на 50%.
Мы успели до кризиса построить в Белгородской области новые мощности в птицеводстве, свиноводстве, запустить высокотехнологичное мясоперерабатывающее и колбасное производство. Товар продается по доступной цене, и мы смогли заработать средства, накопить финансовый жирок, который очень пригодился в новгородском проекте, цена которого значительно выросла по отношению к стартовой. Но когда ты уже ввязался и большая часть пути пройдена, отступать некуда: чем быстрее сделаешь дело, тем меньше потерь понесешь. Вот мы и штурмовали проект в Крестцах, несмотря на трудности, и остановить его было невозможно.
– Почему проект стал дороже, ведь строительные материалы, как отмечают эксперты, напротив, упали в цене. Или вы имеете в виду ощутимо выросшую цену заемных ресурсов?
– Дело не в материалах и не в кредитах. Нам пришлось купить Подберезский комбинат хлебопродуктов. И цена проекта с начальных 2,2 млрд рублей подскочила до 3,5 млрд. Принять решение о покупке комбината нас как раз и заставили обстоятельства. Мы, конечно, планировали построить свой комбикормовый завод в Крестцах, рядом с птицефабрикой, и «Российские железные дороги» согласовали нам подъездные пути, но потом выставили кабальные условия: отремонтировать семь железнодорожных мостов, пути и т.д. Пришлось отказаться от этой затеи и искать другие варианты.
Александр Орлов
Александр Орлов
Оптимальным оказался Подберезский комбинат. Правда, его мощности для нас великоваты, он ни разу не реконструировался со времени запуска в 1983 году, а значит, требует солидных финансовых вложений. 500 млн рублей мы в него уже вложили, и столько же еще предстоит. Кроме того, начиная стройку в феврале прошлого года, мы, как выяснилось, не до конца учли природно-климатические условия региона и состояние грунтов. Пришлось нести дополнительные затраты на усиление фундаментов, утепление помещений. Так и набралось 3,5 млрд рублей, из которых 1,9 млрд – кредиты Россельхозбанка, по которым процентная ставка нам субсидирована на 80% от ставки рефинансирования ЦБ РФ, и 1,6 млрд – собственные средства компании.
Начиная проект, мы планировали финансировать его в соотношении 80 к 20, то есть с кредитной доминантой. Но вышло так, как вышло. Я доволен, что три крупные технологические площадки и инфраструктурные объекты мы построили в рекордно короткие сроки. И скажу вам совершенно искренне: если бы не твердая позиция губернатора Сергея Митина, его авторитет и постоянная активная поддержка, мы бы, наверное, даже не пришли в Новгородскую область.
Сначала – твердое слово
- Вы хотите сказать, что расширение вашего бизнеса и создание первого за пределами Белгородчины крупного производства мотивировано только деловыми и человеческими качествами новгородского губернатора? А продвижение на новые рынки, получение прибыли тут ни при чем?
– В аграрном бизнесе, особенно в таком крупном, как наш, продвигать новые объемные проекты в «чужом» регионе можно при наличии желания и воли политической элиты, и только потом – исходя из возможностей компании, оценки емкости рынка и логистики. Таковы реалии. Сергей Митин хорошо знает нашу компанию, не раз бывал на производстве, когда работал заместителем министра сельского хозяйства РФ. А когда президент назначил его губернатором Новгородской области, он через месяц пригласил меня в Новгород и сделал предложение о создании здесь птицекомплекса, аналогичного белгородскому, обещая личную поддержку в продвижении проекта. Так что без лукавства скажу: прежде всего вера в его возможности и твердое слово привела нас сюда.
Но вместе с тем нашей компании уже тесны границы Белгородчины. Губернатор Белгородской области Евгений Савченко уже 15 лет занимается развитием птицеводства, животноводства в регионе. Поэтому область ушла далеко вперед многих российских субъектов в развитии животноводства, производя 22% всего российского мяса. Но в то же время у нас насыщенный и высококонкурентный рынок, а отдаленность столичных рынков, где взыскательный потребитель покупает преимущественно охлажденное мясо, не позволяла компании развиваться дальше. Так вот, в нашем случае все совпало: нам в Новгородской области помогали все уровни власти, на развитие бизнеса сработало и географическое – между двух российских столиц – положение региона.
– Любопытно, все ли из того, что вам обещал губернатор, выполнено или что-то «провисло»?
– К большому сожалению, «провисли» дороги, подъездные пути. А ведь объекты птицекомплекса построены в чистом поле. Значительно удорожили проект энергетики. За технологическое присоединение пришлось заплатить 115 млн рублей, не заложенных в проекте. Ну а все остальное преодолели, и первые партии продукции пошли на рынки.
Стимулы для роста
– На петербургском рынке бренд компании «Ясные зори» узнаваем?
– Конечно, рынок тут наработан. В Петербург мы поставляли 1 тыс. тонн птицы через созданную нами дистрибуторскую сеть. Теперь, с пуском новгородской фабрики, 60% ее продукции пойдет в Северную столицу, способную «переварить» гораздо большие объемы. Ведь, как еще раз напомнил на открытии фабрики в Крестцах Виктор Зубков, не понаслышке знающий сельское хозяйство страны, Петербург потребляет 55% импортного мяса. Так что у нас есть стимулы для роста. А объекты в Крестцах предусмотрительно построены с запасом мощности. Мы заключили договоры со всеми крупными ритейлерами Петербурга и успешно с ними работаем.
– Вы начнете использовать запас новгородских мощностей, если…
– Если государство не декларациями, как сейчас, а мощными финансовыми средствами поддержит аграрный сектор, если проект будет финансироваться Россельхозбанком. Если у нас появится возможность купить надежное импортное оборудование.
Недавно правительство, дабы стимулировать отечественное аграрное машиностроение, запретило субсидировать покупку импортного оборудования. Конечно, негоже поддерживать чужую экономику, но нелогично ставить преграды на рынке, не насыщенном надежными отечественными технологическими линиями. Да, инкубаторы российского производства есть, но они значительно проигрывают импортным по выходу цыплят после инкубирования. Так же и с другими линиями. И это надо признать. Производители птицеводческого оборудования быстро отреагировали на заградительные меры и готовы по примеру автопроизводителей развернуть в России производство. Надеюсь, Виктор Зубков внимательно отнесется к данной проблеме. Ведь рост аграрной отрасли в значительной степени зависит и от этой темы.
А наши мощности, безусловно, пустовать не должны, иначе что же это за бизнес? Производство по забою птицы способно переработать до 65 тыс. тонн, а мы ввели 42 тыс. Значит, реально можем построить еще одну птицефабрику. А уж репродуктор, чтобы не возить яйца на инкубирование из Белгорода за 1,5 тыс. верст, тем более.
– Это консолидированное мнение всех акционеров компании и у нее уже есть для этого собственные средства, без которых все равно не обойтись в любом проекте?
– У компании весьма устойчивое финансовое положение. В прошлом году мы продали продукции на 12 млрд рублей, а в 2009−м, по прогнозам, продадим на 20 млрд и получим 1,6 млрд чистой прибыли. Показатель по EBITDA приближается к 4 млрд рублей, уровень рентабельности по EBITDA – к 30%. Окончательное решение еще не принято, но предварительно оно сформировано: по итогам прошлого года выплатить минимальные дивиденды, капитализировав большую часть прибыли в расширение производства, в новые проекты. Думаю, это решение будет и окончательным: кроме меня компания имеет только одного крупного акционера – Международную финансовую корпорацию Всемирного банка с 13−процентным пакетом акций.
– Значит, решение уже фактически принято…
– Да, вы правы.
Источник: "Эксперт С-З"